Что вдохновляет постановщиков технических этапов

Что вдохновляет постановщиков технических этапов

15.05.2019

Интервью Ирины Морозовой с Александром Овчаруком для журнала Red Fox.
Фото: Айгуль Лотфуллина, Роман Барабонов, Леонид Жуков.

Александр Овчарук на гонке Red Fox Adventure Race руководит группой постановщиков технических этапов. В 2018 году он сам решил принять участие в гонке, стартовав в классе Short.

АЛЕКСАНДР ОВЧАРУК

Занимается альпинизмом, скалолазанием, строительством верёвочных парков, промышленным альпинизмом и организацией верёвочных этапов на гонке Red Fox Adventure Race и на других мероприятиях. Катается на горных лыжах, увлекается ски-туром, ходит в горы.

Чем тебя привлекает участие в этих гонках?
- Мне нравится что-то делать своими руками. Серьёзно. Нравится, что можно на неделю поехать на природу и заняться чем-то интересным для меня. Например, придумыванием и подготовкой верёвочных маршрутов, которые в конечном итоге выливаются в зачистку скал, пробивку… Просто нравится.

Почему ты решил сам поучаствовать?
- В прошлом году я в какой-то момент понял, что не спал двое суток, очень сильно устал, и тогда я подумал: «М-м, если сейчас поучаствую в Short, это будет как отдых». (Улыбается). И решил участвовать. Половину этапов готовит Саша Григорьев… ну, половину – это в штуках, а по объёму работы, думаю, большую часть. Мы же с ребятами делали тестовые маршруты, навешивали переправу и ещё один не очень сложный организационный этап. Благодаря этому у меня появилась возможность побегать сутки дистанцию Short.

Как появляются идеи для новых этапов?
- Все этапы на самом деле продиктованы непосредственно местом, где мы их делаем. Например, скала какой-то определенной формы, к ней свой определенный подход, и понимаешь, что интересно сделать вот так. Изначально не стоит задачи сделать конкретный этап, - есть определённое место, где можно придумать, что сделать. А поскольку места все разные, то и получается по-разному.

Но это же надо увидеть, чтобы не просто навесить перила или дюльфер… Была, например, навесная переправа, прыжок с высоты в семь метров с веревки.
- Не знаю. Что-то мне приходит в голову, что-то Виталий Чегаровский предлагает. Вот как, например, та очень длинная переправа в Медвежьегорске. Виталий проводит много времени в районе гонки во время подготовки и может полгода обдумывать идею.

Чувство ответственности не давит? Ведь техэтапы – это зона максимального риска, и, как ни просчитывай, всегда есть непредсказуемый фактор: сам человек.
- Так и есть. Каждый год мы немного усложняем техническую составляющую, требования к навыкам участников повышаются, но мы также и проверяем их уровень перед гонкой, чего раньше не было. Года три или четыре мы точно проводим это тестирование, которое тоже усложняется. Если сначала тестовый этап был простой - спуск-подъём, - то сейчас ставим задачи сложнее, вводим контрольное время на тестировании. Те, кто не уложился, тренируются, разбираются со своими проблемами и снова пересдают на время, чтобы попасть в зачёт. Таким образом, у нас появляется и небольшая образовательная функция, мы можем посмотреть на участников ещё до гонки, что они могут, проверить их навыки. Понятно, что на фоне усталости и других факторов может произойти всё, что угодно.
Не то чтобы ответственность не давит, просто в жизни столько факторов, которые давят.

Какие впечатления остаются, когда всё время находишься на КП и смотришь, как мимо тебя люди бегут, бегут?
- У меня собственный драйв. Когда на гонке, например, 4-5 этапов разбросаны в радиусе 50 км, до какого-то надо два часа на лодке добираться, до какого-то час ехать не по самым лучшим дорогам, а я в течение двух суток должен их все посетить и везде что-то сделать, притом не в самом логичном порядке для перемещения… В общем, организаторского драйва хватает. А потом полтора-двое суток как минимум ты без сна принимаешь команды и со всеми работаешь.

В прошлом году самый классный был момент, когда спал наплыв участников. У нас была одна точка на Ладоге, - дюльфер на скале в очень живописном месте, - и шла уже последняя ночь гонки. Участники уже приходили довольно редко, - скажем, одна команда в час. Можно сидеть, смотреть на Ладогу, иногда к тебе кто-то приходит, и нужно побороть сон, лень и усталость, чтобы с ними отработать. Это был, конечно, самый классный момент, когда уже чувствуешь, что всё закончилось, но ещё чуть-чуть не закончилось.

Какие моменты тебя вдохновляют?
- Не знаю. Мне сам процесс нравится. Участники бегают для себя, а я это делаю для себя. Прикольно, конечно, на реакцию смотреть, но есть много этапов, которые эмоционально никакой отдачи не дают.

Мне нравится сам процесс постановки, потому что я работаю со своими друзьями, с командой. Когда же участники просто проходят, если это не какой-то суперэмоциональный этап, то… проходят и проходят. Главное, чтобы всё было безопасно и не было проблем. А если это какой-то этап, как например, когда они в воду ныряли, то конечно, прикольно смотреть на реакцию людей, на их решимость. Каждый тут же на ходу даёт какие-то интересные комментарии.