«После финиша становишься не только свежим, заряженным энергией человеком, ты становишься счастливым человеком! Счастье нельзя купить, но эта гонка – то место, где его можно встретить). И ради этого чувства мы готовы терпеть почти любые испытания на протяжении 48 часов!», - Александр Юртаев, команда IRON EGGS (класс Long MM).
А зачем вы проходите гонку Red Fox Adventure Race? Покажите свою историю – ещё есть шанс успеть!
Сегодня – последний день конкурса на лучший рассказ о Red Fox Adventure Race 2025! И вам нужно успеть взять этот КП, а заодно выиграть скидку на приключения 2026 года!
Читайте рассказ команды IRON EGGS (Long MM) – Александра Юртаева и Александра Коротаева.
Александры, благодарим за впечатления! Приезжайте за перезагрузкой на Red Fox Adventure Race 2026!
Ну вот и пришло время садиться за перо и формировать отчёт «как я провел лучшие два дня в году».
Как всегда, мы с нетерпением, большими ожиданиями и непременным предстартовым волнением ждём 12 июня «День России». «Зачем 🤨?» спросит непосвящённый читатель!
Год назад, я наконец познал это откровение и смог однозначно и четко ответить себе на этот, с одной стороны, банальный, но на самом деле главный вопрос: что же движет нас в направлении удивительного сочетания неприятного с бесполезным? И я готов поделиться этим откровением, но лишь с тем, кто дочитает до конца….
Итак, место и время встречи определено, мы должны были на двух независимых шаттлах прибыть на лунную базу за 36 часов до старта!
Пепелацы приготовили, луц заправили… Но судьба распорядилась начать испытания раньше старта гонки…
Один из шаттлов потерял способность самостоятельно передвигаться… Пришлось его загонять в стойло для приведения в порядок (а это уже совсем другая история) и срочно искать подменный шаттл. Стало немного тревожно, так как обратный отсчет уже пошел, и напарник названивал каждый час и спрашивал: «Ну ты скоро?». В общем запахло плохо, логистические цепочки и тайминг рушились на глазах! Но случилось - как случилось, и я отнесся к ситуации так: рамки гонки чуть раздвигаем и разбавляем испытаниями, не предусмотренными маршрутным листом! (справка об удивительном: самые протяженные мультигонки на планете длятся до 9 ½ суток, например в Патагонии).
Как всегда, глаза боятся, а руки делают…. Подменный конь был найден, снаряжение перегружено и мчимся к месту встречи, которое как известно, изменить нельзя!
Прибыл с опоздание на 14 часов, но кто говорил, что будет легко!
Тут меня ждала первая награда!!! Она была многогранная и сгладила весь негатив последних суток!!!
Был установлен лагерь в практически идеальном месте, среди старых добрый друзей / дружественных команд! Основной контингент участников на LONG из года в год +/- одинаковый. До пандемии каждый год становилось все больше участников, но после пандемии рост прекратился, в LONG остались только самые упоротые. Это, безусловно, усилило конкуренцию: ведь соревноваться с такими же упоротыми - намного сложнее, но и намного интереснее, чем со случайными попутчиками, которые иногда спрашивают: «А где на карте север?» (все совпадения не случайны).
Атмосфера как никогда была приятная! Это как приехать в старый добрый клуб по интересам, в котором тебе все рады и все искренне любят этот клуб!
Думаете это все? Конечно, нет! Меня ждал свежесваренный борщ на конине! Автору этого произведения кулинарного искусства, Светлане К. отдельный низкий поклон и респект! Его запах и воспоминания нам помогали на протяжении всей дистанции, особенно на прогонах между крайними КП и промежуточным финишем в центре соревнований каждой из петель!
Но и это было не все!!!
В предстартовый день к нам направлялась целая банда друзей из белокаменной с женами, детьми для выездного пикника! Вкусный обед, сладкие воспоминания молодости, обнимашки и подарки – было здорово! Да и вообще: нужно детям стараться прививать свои интересы, любовь к выездам, природе, активному образу жизни, чем мы в общем то и занимаемся….
Ну и конечно же погода…. По прогнозу, должен был весь предстартовый день идти дождь, но погода благоволила и весь день светило хоть и низенькое, но любимое мною питерское солнышко…. А нам, жителям северной страны, больше желать и не приходиться!
В общем бриллиант этого дня сверкал всеми гранями….
Вишенкой на торте предстартового дня было заполученное недостающее снаряжение: роликовые каталки для переправы с велосипедами, спасибо дружественной команде из волгоградской области, у которых оказались с собой запасные ролики!
Полистав пару часов карты, посчитав петли и спланировав последовательно взятия КП пришло четкое и полное осознание: «Гонка будет наша!»
Вечером перед брифингом настало время прощаться с друзьями, женами и погружаться в бездну других, ни с чем не сравнимых эмоций!
Утро, завтрак, последние приготовления…
Мандража уже нет, так как я стартанул на 36 часов раньше…
Виталий Львович дает последние напутствия по пояс в воде в виде боевого клича и с очевидным смыслом: «оттянитесь по максимуму, блюда на любой, даже самый искушённый вкус, я для вас приготовил: от халапеньо до адреналина…».
Мы жмем лапы, приобнимая друг друга! Пришло время действовать!
Первый этап на сапборде. Сан Саныч предусмотрительно прикупил нам пятнадцатифутовый крейсер, на котором можно хоть через Атлантику с Федором Филипповичем… Но есть у крейсера одна особенность, кили у него расположены только в кормовой части, при этом, парусность большая (большое водоизмещение и два паруса с веслами на нем) и если курс хоть немного отличается от курса ветра, носовую часть плавно, но постоянно с равномерным усилием начинает стаскивать, тем самым изменяя курс судна и нужно постоянными, корректирующими курс, воздействиями восстанавливать направление движения. А перед стартом, откуда не возьмись, задул ветер! И волна, соответственно, прилагалась...
На прогоне между 1-м и 2-м по счету на дистанции КП, ветер дул нам в лицо под углом 30градусов к нужному курсу. Хоть мы тактически и изменили последовательной взятия первых 3-х КП, чтобы бы хотя бы часть маршрута остров прикрывал нас от ветра, но избежать 2-3 км по открытой воде было невозможно!
Мы чуть не подрались с компаньоном из-за разногласий по поводу того, как нужно корректировать курс сапа. В какой-то момент Саныч для этого стал использовать ноги, погруженные с сапа в воду…. Первоначально, казавшийся лайтовым, первый этап приобретал новые «чегаровские» черты….
Человек добрался до луны, покорил все восьмитысячники, ну разве его может остановить хоть и противный, неудобный и нескончаемый ветер!? Конечно, нет! После прохождения открытой воды пришлось с напарником цепляться мизинчиками и хором припевать: «Мирись, мирись и больше не дерись». Крейсер оправдал все возложенные на него большие ожидания! (еще справка про удивительное: в тот день, даже в узких шхерах, ветер дул по направлению в лицо. ВСЕГДА).
По относительно гладкой воде мы шли явно быстрее пелотона (основная группа участников) гонки.
Не зря выписал со склада для напарника весло 2,4м под названием «весло Гэндальфа»! А то он хотел ограничится «хоббитским» 2,2м.
Первая петля шла отлично ровно до того момента, когда мы решили подкрепиться!
Выяснилось, что мы «на опыте», так сказать, не взяли с собой провизию! Только пойло чемпионов по секретному рецепту с добавлением калия! Делать нечего, ведро воды по калорийности заменяет 100 грамм мяса! Через 9 часов этап кончится, тут рядом, всего 44 км.
Да и не запрещено наслаждаться воспоминаниями борща…. Хотя это мы обычно оставляем на финишную прямую!
Пару КП были с интересным лазанием со стартом с воды / с сапа. Видим лидеров (Владимира Левченко), на первом водном этапе лидеры нам «привезли» не более 1 часа. Темп у нас боевой.
К 17 часам берем «всю воду» (для не посвященных: на сленге это означает взять все КП на водном этапе).
Пока все ровно!
Спускаем из крейсера воздух и меняемся с ним местами, теперь он на нас, а не мы на нем! Курс – к началу следующей петли!
На часах 20:12. С хорошо нагулянным аппетитом решили восстановить вкусовые воспоминания о борще! Жизнь налаживается и наполняется яркими сочными красками! Вспоминаем Светлану К. добрыми теплыми словами… Но рассиживаться некогда, самое интересное впереди! Шлем потуже, седло поуже: вперед!
Вело этап был бы скучноватым, если бы мы впервые в своей жизни, не стали использовать контактные педали в грязи! На второй «смачной» луже я разложился по мотоклассике! При падении «протерял» компас и вспомнил маму 520-й шиманы (контактные педали, кто не в теме) и бабушку и даже дедушку! Для справки на вторую вело петлю Александр Александрович сменил вело туфли на кроссовки! Слабак, подумал я, и наслаждался этим дьявольским изобретением для грязи до конца, чтобы в полной мери вкусить все недостатки этой обуви….
В 01:12 был один тех этап, но банальный! 20 метров жумара (подъем по вертикальным перилам вверх ) и дюльфер (спуск по вертикальным перилам вниз). На дюльфере у меня судья увидел спусковуху (самая маленькая восьмерка, вес 60 грамм, не спрашивайте откуда у меня такая), сказал «никогда такого не видел» и напоследок спросил: «опыт есть?» Вместо ответа я оттолкнулся двумя ногами с скрылся из вида…. Времени и сил на медленные танцы уже не было!
Около 03:13 ночи мы прибыли к КП 75-76, которое берется по фотолегенде, а фото легенда нанесена на обороте карты №4. Как вы думаете, команда «на опыте», такая как наша, будет с собой тащить на первую вело петлю карту №4 от 2-й вело петли? Ну конечно нет, мы берем только необходимое….
Саня у кого-то сфотографировал фотолегенду и полезли в шкуродерку для нетолстых, но крепких духом людей! На том КП я был ведомым… На выходе из зоны КП к велосипедам, как выразился мой напарник, у меня, как в фильме Терминатор 1 - «потухли глаза». Заходил я в трещину бодрый и веселый, а вышел в режиме «low battery». Нужно было срочно ехать на станцию подзарядки. Вернее, станция у нас была с собой, в виде горной палатки весом 800 грамм и двух спальников, весом по 400 грамм.
К 4:00 по МСК мы добираемся до планового места развертывания станции подзарядки в транзитную зону тех этапа с опережением графика на 2 часа. Тогда мы еще не знали, что допустили ошибку, не записавшись в 4-5 часовую очередь, образовавшуюся из-за ночных «тупняков» участников на техническом этапе, где не предусмотрены параллельные нитки для прохождения.
Чтобы лучше понять атмосферу, вставляю фото участников, которые не такие продуманные и упрощают станцию подзарядки до 20 граммового аварийного термоодеала.
Саня развернул станцию за 3 минуты из походного положения в боевое, далее пишу отчет со слов напарника. На 41 секунде погружения в наш бивак раздался умопомрачительный храп!
Участники вокруг хихикали, бивак дрожал, а мой напарник пожалел, что не вырубился на 39-й секунде! За правдоподобность не ручаюсь, думаю наговаривают…. Я больше, чем на милый приглушенный сап – не способен!
Ну вот, сигнал «fully charged» будит нас через два часа прекрасного сна в лоне карельской природы! У входа в палатку топчется очередь из желающих, готовых за любые деньги подключиться в нашей зарядной станции! Пускаем старых добрых, догнавших нас, друзей: Макса и Руслана (бывшая команда «марафонец и качок»: Русик рост 2,02м / мастер спорта по регби, Макс – любитель бегать!) «Кредитная линия» для них открыта давно и гостеприимно пускаем на свои пригретые места….
Ну а мы, полные сил идем на тех этап и понимаем, что там очередь на 3-4 часа!!! И нам нужно было занимать очередь как прибыли в ТЗ в 4 утра, а не в 6 утра в после сна.
Делать нечего, записываемся в эл. очередь в судейском телефоне, без Госуслуг конечно, но разочарование от этого не меньше….
Томительное ожидание, собираем информацию от прошедших этап участников и выстраиваем победную тактику.
Ну вот, и наша очередь! Уже светит солнце, поднимая наше настроение….
Саныч очень ждал этого этапа, чтобы продемонстрировать все свои навыки скалолазания.
Тех этап был разбит на три подэтапа.
1. Via Ferrata (прохождение по карнизу вдоль скалы пристегнутым к навешанной на стену веревке). Но это нам как слону – дробина! Не в голове, ни в…сердце)))
2. Прыжок в воду. Уже поинтереснее…. Но организаторы вместо обещанных 7 метров уменьшили высоту до 5 метров! Мы кричали: «Обман, верните деньги за стартовый взнос, где обещанные 7 метров?», но делать нечего: пришлось прыгать с пяти.
3. На десерт были долгожданные Санычем 4 трассы болдера (справочно: вид скалолазания без страховки по коротким и сложным маршрутам высотой 3–5м). Из 4-х трасс две были относительно простые. Если очень захотеть – залезть можно, без использования зубов!
Крайний правый КП – можно залезть с читерством (использованием плечей напарника и т.п.) или за счет высоких навыков лазания, читай - противоестественных неанотомичных движений, противоречащих законам биомеханики.
Ну а крайний левый КП был с обещанной организаторами сложностью 6С, кто понимает, что это значит! 6С, конечно, не 9С, но в сырой обуви и с полным водой спасжилете вылезти из воды на нависание…. Насколько я знаю, ни один из нескольких сотен участников не справился.
Саня бросил серьезный вызов 6С, и успокоился лишь на четвертой попытке, когда вся кожа с пальцев рук при срыве слезла окончательно!
Сане респект, но Александр Григорьев, постановщик тех этапов, немного перестарался, Адамов Ондра среди участников не нашлось (для справки - чешский скалолаз, который прошёл первый в мире маршрут сложности 9С).
Правый КП Саня вылез сам! Затем затолкнул меня рукой под пятую точку и я даже схватился за хороший захват под правую руку, но пальцы предательски разогнулись под весом тела и правый КП взять не смог!
В результате из 8 возможных баллов на этапе скалолазания взяли 5 баллов (К.А.=3 балла + Ю.А.=2 балла).
Дальше нас ждала воздушная переправа с велосипедом протяженностью 100м.
Внешне это похоже на ЛЭП, над судоходным каналом среди скал. Для этого тех этапа мы как раз перед стартом раздобыли ролики для двойной веревки. Без них нас бы даже не допустили до веревки….
На данном этапе нужно было максимально уменьшить трение, чтобы за счет силы инерции уехать максимально далеко. Иначе придется на ручной тяге с набором высоты лезть из зоны провиса веревки с середины переправы с велосипедом на спине!
Решение было подсмотрено у других участников и велосипед прицепили «к себе», чтобы вес велосипеда передавался на веревку через подшипники роликов. Изначально хотели на скользящий карабин за собой цеплять велосипед (фото), но это бы увеличило трение (трение скольжения больше трения качения, учебник физики, 7 класс)!
Тут было интересно!
Саня крепежную петлю на велосипед вешал в 4 часа ночи, до подзарядки, и решил собрать систему по принципу «самосброса», чтобы не тратить время на снятие велосипеда! Таймер самосброса Саня установил очень четко! Велосипед отстыковался от натянутой воздушной переправы в 15 метрах от окончания переправы!
Если ты таймер самосброса сработал на 10 секунд раньше, то пришлось бы звать водолазов, чтобы доставать велосипед Саныча со всем навешенным на него скарбом!
Выверенности и точности расчета удивились все, даже бывалые участники соревнований, судьи на трассе и сам напарник….
У нас есть еще одни друг, Макс Алексеев, который тоже старый специалист по самосбросам…. Как-то у Артема Авдеева на скалодроме в далеком 2011 году, он нам свои навыки демонстрировал, но это совсем другая история… Теперь я знаю, что Макса и Саню объединяет!
В общем повеселились, но лишь до того момента, пока не взглянули на часы… Было уже 11:00 к моменту окончания тех этапа! Путем не сложных вычислений мы поняли, что провели на тех этапе целых семь, мать его, часов.
И стало приходит осознание, что нужно либо активно наверстывать скоростью, либо уменьшать протяженность дистанции, чтобы выполнить весь «план на гонку».
До этого момента вся гонка шла четко, согласно утвержденного на совете стаи, плана, и на 17-м часу пахоты мы опережали график на 2 часа. А теперь на 24 часу гонки на 2 часа отставали. В общем, грубо: мы потеряли 4 часа из-за «пробки на техэтапе». Делать нечего, все в наших руках! Берем ballsы в кулак и рвем когти дальше!
В какой-то момент веломаршрут маршрут нас вывел к Сайменскому каналу и следующий КП находился уже в приграничной зоне. И тут понимаю, что когда нам говорили на брифинге, что будут у всех проверять паспорта, было не словесным оборотом, а истинной правдой!
Как вы думаете, будет такой нормальный человек как я брать с собой на мультигонку – паспорт? Ну конечно нет…
Возвращаемся на большую землю!
Осматриваем все прилегающие к Выборгу достопримечательностях:
- форт Селезнево;
- Аненнсские укрепления;
- Пороховые погреба.
Виталий Львович не зря ест свой хлеб - 100%.
Не хватало только в маршрутном листе КП в Башне Святого Олафа, а так - было всё!
Маршрут проходил по Крепостному мосту. Праздники, туристы, пробки! Саню нужно срочно на курсы записать «как выжить в междурядье» Отставал трусливо! Есть куда растить skillы….
Далее оптимальный маршрут проходил по Крепостной улице (это пешеходный «арбат» в г. Выборг, кто не знает) к Восточно-Выборгским укреплениям у Батарейной горы, но мы решили не давить туристов и объехали по набережной 30-го Гвардейского корпуса. «На опыте», почти все КП брали чисто, на загляденье другим участникам.
Далее были КП на «смотровой площадке» на крыше брошенного здания в парке Папула и КП на вершине водонапорной башни. Оба места так же однозначно являются достопримечательностями с потрясающим видом.
Я не ожидал такой обзорной экскурсии по г. Выборг и близлежащим достопримечательностям от слова совсем! Очень понравилось, уверен, что это мнение всех участников, любящих путешествия и новые интересные места.
А дальше много велосипеда и финиш вело этапа. На одометре велосипеда было 91км. Доедаем борщ и выдвигаемся на вечернюю прогулку / 31км.
Прогулка «немного» отдавала запахом тины и болота…
Из 31км думаю около 3 км нам пришлось идти в брод (частенько по гэндальфскую грудь Саныча) или по болоту / трясине! Много толковых тактических решений реализовали для оптимизацией маршрута. Оцениваю ориентирование до последних 2-х пунктов на добрые «4 с плюсом»!
Петлю по ошибке чуть не завершили досрочно из-за не внимательности, но в самый последний момент около 2-х часов ночи за загибом карты обнаружили еще два обязательных контрольных пункта. Так же перед данными КП была самая большая ошибка за гонку в ориентировании, которая стоила 40 минут / 3 км лишнего пробега. Заплутали по ненанесенной на карту проселочной тропе/дороге!
На пешеходной петле, уже осознавая дефицит времени на 4-ю велопетлю, был исключен один КП. Что по тактике я оцениваю на отличное решение! Хотя достаточно очевидное!
И вот мы на базе, на часах 04:30. Борщ кончился, подкрепляемся макаронами с тушеной олениной (очередной респект Светлане К.!!!) Теперь настала очередь напарника «отыгрывать Терминатора с севшей батарейкой»….
Описать сложно, но попробую… Если вы видели затухающую линию пульса умирающего человека/осциллограмму, то думаю поймете! По такой осциллограмме говорил мой напарник! На 3-5 слове его фразы глаза медленно закрывались и слова потихоньку превращались в мычание, и голова кренилась…. Говорил он одно и тоже, что готов продолжать гонку и мы сейчас выходим!
В общем я понял, ему либо нужен электросамокат с автопилотом, либо нужно ставить Саныча на подзарядку.
Электросамоката у нас не было, поэтому пришлось укладывать компаньона в горизонтальное положение на fast charging / 30 минут.
Перед выходом около 6:00 пришлось уточнять протяженность маршрута. Оставили ровно столько км, сколько мы могли переварить! К огромному сожалению мы по своим скоростным характеристикам не успевали взять 3 обязательных для попадания «клуб избранных, кто взял все обязательные КП». Наши друзья (Макс и Руслан) выбрали тактику опоздать, лишиться баллов, устроить себе финиш на пульсе 160 ударов с опозданием на 48 минут и за 12 минут до времени дисквалификации (60 минут предельное время опоздания), но взять все! И в итоге их тактика сработала, в итоговом протоколе они оказались выше нас. Но проводить последние 2 часа гонки на пульсе 160 ударов и нестись сломя голову, а вдруг опоздаешь на 61 минуту…
В общем мы выбрали синицу в руках и финишировали на пульсе 100 ударов за 38 минут до окончания контрольного времени!
За 3 км до финиша я врезался в дерево! Нет, оно не перебегало дорогу, но как-то что-то с ним мы разминуться не смогли! Дерево жить будет…
Оно мне переключило скорость на ведущей звезде при столкновении и повернуло руль относительно вилки! В общем будьте осторожнее с деревьями…
Объективно выполнили полностью план на гонку, просто не хватило 1,5-2 часа на все обязательные КП. Это позволило бы подняться с 20-го места на 14-е из 39 команд. А это плановый достойный уровень нашей не молодой команды! На круг получилось ровно 200км, результат конечно не рекордный, но с учетом что из них 48км самым медленным способом – пешком.
Ну что, пора подводить итоги.
В этой гонке я не заглянул «на dark side»…. Всё ждал - когда же будет hardcore??
Сначала думал - на 100м воздушной переправе, потом предполагал, что из-за дефицита времени, на финише, но «жести» так и не случилось! Просто штатная, по хорошо продуманному
плану, интересная гонка.
Подозреваю это переход на новый уровень, когда голова хорошо помогает ногам, и не заглядываешь за черту своих возможностей по пару раз за гонку... Можно сказать для меня гонка была в режиме
«save energy». Накушался только ходьбой (17км+31км), остальное на easy.
Как бы я оценил наше выступление по 10-ти бальной:
ПОДГОТОВКА: 7 БАЛЛОВ.
Минусы:
- нет второго велокомпьютера;
- не было роликов для тех этапа;
- у сапе плохо настроены кресла, не удобно;
- запасные сухие комплекты одежды нужно готовить заранее, для ускорения процесса переодевания.
ПЛАНИРОВКА МАРШРУТА, СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА: 9 БАЛЛОВ
- на вело ориентировании нужно заранее отмерять очень точно расстояние до ориентиров, чтобы чисто и быстро выходить на вело КП без четких ориентиров на местности за счёт вело компьютера ведомого;
- наверное это первая гонка, которую провели полностью по первоначальному плану.
Коррективы только из-за отсутствия времени на последние 3 – 6 пунктов, оперативно среагировали на изменения в тайминге. Гонка подтвердила правдоподобность и реалистичность плана, расчеты средней скорости и времени прибытия в транзитные зоны и т.д.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ: 7 БАЛЛОВ.
На дистанции была одна ошибка на второй пешке на 3км/40 минут и 3-4 помарки на 10-15 минут на остальных этапах (в форте Селезнево потеряли 15 минут; на КП «язык тролля» 10 минут и т.п.). С учетом общего количества взятых КП, ориентирование в целом хорошее.
Что можно улучшить для улучшения результатов в будущем:
Объективно прибавить может только в велосипеде:
Нужно наращивать выносливость, побольше велотренировок по 10 часов, тренировать 10-ти часовую усидчивость;
Укрепляем мышцы ног и торса;
Сане стоить подтянуть привыкание к холоду и сырости)).
Остальные этапы проходим объективно неплохо, на фоне, разумеется, пелотона.
Ну что, пора ответить на вопрос, для терпеливого читателя, «ЗАЧЕМ МЫ ЕЖЕГОДНО ПРОХОДИМ ЭТО СНОВА И СНОВА?»!
В человеке, как в моторе, во время жизни накапливается …., я называю это «нагар»!
Как очистить камеру сгорания от нагара в ДВС? Правильно, выехать на трассу и дать полный газ!
Именно это нам и позволяет сделать участие в «RFAR»! Сжечь весь накопившийся в обычной жизни за год нагар!
Так же ты проводишь полную перезагрузку и переформатирование головного мозга за эти 48 часов! Полную!
«Во время форматирования все части мозга либо очищаются полностью, либо помечаются как доступные для записи. Это позволяет использовать накопитель для сохранения новых данных».
Ну и самое главное, что я понял лишь в 2024 году!
После финиша становишься не только свежим, заряженным энергией человеком, ты становишься счастливым человеком! Счастье нельзя купить, но эта гонка – то место, где его можно встретить)))
И ради этого чувства мы готовы терпеть почти любые испытания на протяжении 48 часов!
Непременно будет новый отчет в 2026г