ИНТЕРВЬЮ с Виталием Чегаровским
ФОТО: Роман Барабонов, Леонид Жуков
Легендарный дизайнер мультиспортивной гонки Red Fox Adventure Race Виталий Чегаровский делится своими мыслями о целях, достижении этих целей и смысле человеческого бытия.
ВИТАЛИЙ ЧЕГАРОВСКИЙ
Мастер спорта по ориентированию, чемпион мира по ориентированию среди ветеранов. С 2013 г. дизайнер мультиспортивной гонки Red Fox Adventure Rаce. Организатор приключенческих гонок: Happy Today, Piterhappening.
Почему выбрали именно этот формат: 24 и 48 часов?
На самом деле, это часто зависит от обширности территории, наличия интересных объектов для гонки и удаленности этих объектов друг от друга. Здесь все сложилось более-менее компактно, и раздувать длинную дистанцию не было смысла, иначе она могла стать менее насыщенной.
Делает ли это гонку более доступной? Ведь не все готовы бежать 48 часов, не говоря уже о 72.
Организаторы всегда думают о том, чтобы привлечь больше участников, хотя все мы осознаем, что провести массовые соревнования - это очень проблемная задача, связанная и с наличием места, и с разрешениями, которые надо получать, и с размещением участников. Конечно, каждый раз ищутся новые варианты гонки. Может быть, даже новые форматы. Мы стараемся сделать гонки разнообразными, чтобы ни одна из них не была похожа на другую. Ни в чем. Сюда же относятся и какие-то вариации по времени.
В чем, на твой взгляд, изюминка нынешней дистанции?
Достаточно много необычных объектов вроде разрушенной подземной военной части, аэродрома, скальных участков. Все это собрать воедино - и получается насыщенная гонка. Нет каких-то знаменитых мест силы, хотя красивых мест на самом деле много.
Камень кайфа...
А, камень кайфа, да. Камень в болоте. Само болото тяжелое для передвижения, и когда ты ступаешь на этот камень, оказываешься на твердой земле. Я, например, испытал полнейший кайф на нем, когда готовил дистанцию. Слепни сильно кусали, к тому моменту я километров одиннадцать пробежал по болоту в поисках хороших точек. Выхожу на этот камень: «О, какой кайф!» Думаю, участники тоже испытали нечто подобное, когда бежали.
Вы в этом году изменили своим традициям. Обычно уже на первом часу гонки спортсмены промокают насквозь.
Честно говоря, даже такой человек, как Чегаровский, все-таки учитывает мнения участников, и сам знает, что все время лезть в грязь и быть мокрым - много ли в этом кайфа? Я, безусловно, понимаю, что если без этого можно обойтись, если есть какие-то другие интересные вещи - так и хорошо. Не надо купать спортсменов все время по дистанции. Думаю, что лучший взгляд на построение дистанции - не делать ее чрезмерно дискомфортной. Вот с чем это связано. Хотя мест для купания можно было бы найти предостаточно.
Да, на протяжении всей гонки спортсмены сохраняли позитивное настроение. Говорили, особенно те, кто уже 4-5 лет участвует, что в этот раз просто в кайф бежится.
Да, я понимаю, что большинству все эти водные процедуры не прибавляют особых эмоций. Если это где-то раз, два, ну хотя бы три раза, то это здорово, можно освежиться. И такое безусловно на дистанции в этом году есть, но без экстаза.
Что вы чувствуете, когда гонка, в которую вложено столько усилий, подготовка которой длится целый год, наконец начинается?
Не сказал бы, что испытываю какой-то душевный подъем, когда это все начинает происходить. Во-первых, когда за плечами уже много соревнований, начинаешь спокойнее смотреть на все, что происходит. Есть постоянные проблемы, которые надо решать по ходу гонки. Не остается времени на то, чтобы насладиться зрелищем своего детища. Не остается эмоций, занимаешься практическими делами. Ну да, иногда так взглянешь: «Ага, все нормально». А - первые идут, молодцы, все прошли, вижу, что борются, все у них получается, КП нашли там, где их можно было не найти. Ну хорошо, посмотрел, как ребята с азартом идут, думаю: «Все нормально». Гонка идет, что тут еще скажешь. Приходится действовать прагматично. Но могу сказать, что потом, через несколько дней, иногда даже через несколько недель, когда я вижу фотографии красивой природы, счастливые лица участников, то вот тогда и думаю: «Ух ты! Как было здорово! Это ж я сделал, оказывается! Ух, как было красиво, как красиво, как интересно...»
В чем вы черпаете вдохновение постоянно ставить дистанции, находить новые места?
По правде говоря, я ищу не столько вдохновение, сколько внутренние силы для того, чтобы идти собственным курсом, жить собственной жизнью. Для этого мне нужно что-то делать, что-то открывать, грубо говоря, находить для себя какие-то трудности и потом их преодолевать. А такое вдохновение, как у художников, не всегда бывает. Дальше начинаешь работать, как профессионал. Вот и все.
Что это дает для самореализации, для собственного личностного роста?
Понятное дело, что личностный рост для людей невозможен без мысли: «Что это даст другим?» Говорят, невозможно делать что-то только для себя. Наверное, только идиоты живут, как живут. Понятно, что я думаю о том, как дать множеству участников возможность проявить свою энергию, обрести какие-то новые идеи в процессе, новые настроения. И это, безусловно, основа того, что я делаю. Фактически, я забочусь не только об этом, но еще и о том, чтобы всем было по максимуму интересно, чтобы дистанция оставила воспоминания, желательно неизгладимые. Чтобы каждая гонка запомнилась человеку. Если она не запомнится, то и я не буду ничего испытывать сам по себе. Что я такого сделал, если это никому не нужно? Так что я стараюсь интуитивно понять, что сделать, как сделать, чтобы это событие любому человеку каким-то образом дало вырасти, стать более зрелым, может, даже более мудрым. Как минимум получить новые впечатления, найти новых друзей. Надеюсь, кто-то получит импульс саморазвития благодаря участию в таких гонках.
У многих людей, которые делают что-то значимое, очень сильно чувство собственной важности, внешней значимости. Что позволяет вам сохранять внутреннюю скромность, не возвеличивать себя при всей настоящей, не внешней значимости?
Я стараюсь быть предельно скромным, потому что если кого-то одного превозносят, то всем остальным будет обидно, они ведь тоже вкладывают свои усилия по максимуму. В организации Red Fox Adventure Race принимает участие более ста человек. Так вышло, что я делаю какую-то работу, от которой многое зависит, но ничего значительного в этом нету.
Моя истина заключается в том, что самое главное - это то, что ты есть на самом деле. Обвешивать себя золотыми цепями - это не станет решением моих внутренних проблем. Я осознаю, что надо идти своим путем, думать о том, насколько сам стал лучше, чего сам достиг.
Каким образом выстроить свою жизнь, чтоб она была для чего-то годна. Для чего? Я еще не нашел ответ на этот вопрос и, наверное, никогда не найду. Я задаю его себе: «Зачем я живу? Зачем я пришел на планету?» Ответа нет. Ну, делай что-нибудь, чего душа пожелает. Если она ничего не желает, просто делай.
Да, сейчас в моей жизни период, когда начались духовные перемены. А когда проходишь процесс метанойи, думаешь над своим местом в жизни, каким хочешь быть - ты лично. А то, как на тебя смотрят другие - второстепенно. Да, хочется, чтобы заметили, хочется, конечно, быть значимым. Фактически, уровень личной значимости - это самое важное для любого человека, кто бы там чего ни говорил. Поэтому да... «будь больше, кажись меньше» - вот девиз, которого я придерживаюсь.
Что бы ты посоветовал другим людям? Тем, кто хочет попробовать испытать себя, свои силы, но не решается.
Трудно советовать что-то в этом направлении. Я только одно могу сказать: если человек ничем значимым не занимается, ему надо срочно заняться! И потом уже думать, что происходит. Если ставить цель, то ставить самую высокую. Вот и все. Никаких «я вот по ступенечкам куда-то зайду и чего-то достигну». Так никогда ничего не получится. Единственное, что может по-настоящему дать энергию и силы - это высшая цель. У всех людей она разная.
Ставь цель, борись и иди к ней. А потом посмотрим.
Интервью Ирины Морозовой для журнала Red Fox