фото: Александр Овчарук
Приключенческая гонка. Экспедиционная гонка. Red Fox Adventure Race. Что скрывается за этими словами? Проверь себя на прочность. Беги, ломи, вкручивай. Продирайся сквозь бурелом, борись с волной, лезь на скалу, спи на ходу, корми комаров. Беги, падай, поднимайся, снова падай и снова поднимайся, двигайся дальше, дальше, дальше, без остановки, без сна, без отдыха. Чтобы через двое или трое суток сказать: «I've survived». Добежал, дошел, дополз. Одним словом: выжил таки.
А потом? Что остается потом?
Призы и медали? Фамилия в первой десятке, двадцатке, в середине протокола?
Или?
Удовлетворение? А может разочарование?
Дистанция красивая и логичная, борьба напряженная, но такая, которая не ломает дух, а укрепляет волю – душа поет, ты счастлив.
Где-то не докрутил, не дотянул, забоялся, не долез, не смог, не дошел, заблудился – настрой пропадает, все кажется не так: и КП не там стояли, и веревки не те были, и дороги кругом не ровные, и буреломы слишком буреломистые.
Приедешь ли на следующий год? Захочешь ли снова проверить себя на прочность? Этот вопрос задают себе те, кто бежит.
Понравилось? Смогли ли оценить, увидеть всю красоту? Этими вопросами задаются те, кто готовит.
Найти красивые точки, поставить логичные КП, прорисовать с максимальной точностью рельеф. Сделать эти три дня гонки насыщенными яркой борьбой, а не тусклой пахотой. Вот что скрывается за Red Fox Adventure Race для ее дизайнера и постановщиков.
До старта гонки осталось меньше месяца. Участники накручивают последние тренировочные километры, а Виталий Чегаровский, нынешний дизайнер Red Fox Adventure Race, доставляет оставшиеся КП и наносит последние штрихи на карте.
В этом году свой пресс-тур я начала за некоторое время до старта самой гонки, отправившись на несколько дней в леса Заонежья вместе с Виталием Чегаровским и Александром Овчаруком, постановщиком технических этапов.
Какие же тайны там скрываются? В чем секрет привлекательности дизайна Red Fox Adventure Race?
Многие утверждают, что Чегаровский не дружественен к участникам, что он ставит агрессивные дистанции.
Сам Чегаровский с этим утверждением, похоже, согласен.
– Не нравится слишком сложная дистанция, не можешь пройти – ищи для себя другую гонку: попроще, – категорично заявляет он.
Виталий Чегаровский был постановщиком одной из самых первых гонок Red Fox Adventure Race, и уже тогда она стала самой жесткой гонкой в России.
– Гонка, которую я ставил в 2006 году, – рассказывает он, – состояла из двух дневных гонок, можно сказать спринтерских: один день отбегали и переехали в другой район. Готовил я ту гонку фактически полтора года. Сделал много смен этапов, и кое что было впечатляющим. Характер дистанций носил ярко выраженную спортивность. Были карты для спортивного ориентирования, которые я сам рисовал. Был этап роликов. Был спец этап на качающемся болоте, где все КП просматривались с берега, но надо было грамотно выбирать путь среди разводов воды, либо огибать, или плыть. Было несколько КП в непростых дотах, которые мы специально отрисовывали. Были отлично поставленные веревочные этапы, в три или четыре параллельные нитки, их ставили спелеологи из «Дзержинца». Первый день начался тогда с реально тяжелого кросса, второй день – с велогонки на трех кругах вокруг центра.
Дэн Жилин, один из основных идейных вдохновителей московских мультигонок, назвал тогда ту гонку 2006-го года шедевральной.
Любит ли Чегаровский участников? Он любит гонку. Любит, когда спортсмен может в полной мере оценить красоту дистанции и насладиться гонкой. Нужно ли ему при этом любить самих участников? А Македонский любил своих солдат? Или Петр I – тех, для кого он строил город на Неве?
– Как думаешь, пройдут здесь? Понравится участникам? Увидят ли какое тут красивое место, или пробегут, не замечая ничего вокруг? – вновь и вновь задает мне Чегаровский одни и те же вопросы, пока мы бегаем по лесам, болотам, плывем по шхерам и озерам.
Чтобы поставить 15-ти километровый треккинг ему приходится пробежать в общей сложности по лесу примерно 270 км. Найти логичные точки, зарисовать рельеф, а потом отрисовать на генштабовках, используемых для основы, новые тропинки, болота, заросшие старые дороги и просеки, иногда полностью перерисовав рельеф, который на старых картах наносился зачастую с аэросъемки и «на глазок».
– Жаль, что это работа на один раз, – сетует Чегаровский. – Когда я рисую карты для рогейнов, то ориентировщики потом ими пользуются. А кому станут нужны после гонки карты Заонежья?
И правда? Когда я стала публиковать фотки на Фэйсбуке и указала место: «Заонежье», то Фэйсбук нашел его у себя на карте, но «сказал», что «кроме вас здесь было 0 человек».
Это один из секретов успеха гонки – отрисованные фактически вручную карты, а так же не только красивые, но и продуманные до мелочей точки КП.
– Все не то, не то… Тут негде ставить КП. Никто не найдет среди одинаковых холмов, не к чему привязаться, – то ли мне, то ли сам себе, постоянно произносит Чегаровский, когда мы часа три кружим по лесу, продираясь сквозь буреломы, взбираясь на скалистые холмы, влезая то и дело в небольшие болотца.
Или:
– Та-а-к, и что у нас тут найдут участники? Красиво, но слишком сложно! Ищем дальше.
В конечном итоге хорошая логичная и самая высокая скала находится гораздо дальше того места, где он первоначально планировал поставить КП. К тому времени, я уже успеваю проклясть все эти дебри, елки, палки, коряги, поваленные деревья и скользкий мох на скалах, который скользит будто под ним растительное масло налито.
– Это ж разве буреломы? – улыбается Чегаровский.
Если кто-то настраивается, что треккинг в этом году будет менее буреломистым, чем в прошлом, не надейтесь. Мне показалось, что тут еще более дикие дебри. Если в прошлом году на трекингах иногда хоть какие-то тропинки были, то заонежские леса совсем дикие. И сплошные маленькие озера кругом, в которых начинаешь путаться – то ли ты был уже у этого озера, то ли это другое. Только солнце не дает потерять ощущение в пространстве и сбиться с азимута. При условии, что во время гонки, оно будет.
– Мне вот что интересно – где мы находимся, – вдруг неожиданно заявляет Виталий, останавливаясь и глядя по сторонам.
Если уж Чегаровский не всегда понимает, где он, то можно себе представить каким нелегким станет ориентирование на треккингах.
Или еще через какое-то время:
– И что это тут на карте? Откуда взялось это болото, когда нарисована скальная стенка?
Пробегаем дальше, находим стенку и он тут же садится на пенек, чтобы сделать в блокнотике поправки и зарисовки рельефа.
– Для тех, кто умеет ориентироваться, все будет понятно. Но есть те, кто даже не знает, что прерывистая линия означает заросшую дорогу, – показывает Чегаровский на карте чем отличается одна пунктирная линия, означающая тропинку, от другой пунктирной (т.н. прерывистой) линии, означающей заросшую дорогу, которая иногда может быть видна, а иногда пропадать. Идешь, идешь по ней, и вдруг – раз, – и ты ее больше не видишь. Начинаешь оглядываться, искать куда делась тропинка, по которой шел. Метров через сто вроде что-то снова находишь, а может это и не она уже вовсе, а звериная тропа.
О да, звери. С медведями нам повезло – медведей мы видели только в Медвежьегорске, где они на каждом шагу – деревянные и прочие разные, с рыбкой в руках, точнее в лапах. Лосей мы тоже в лесу не видели, хотя их фекалии там буквально на каждом шагу. Удалось увидеть только бобров, которые били хвостами по воде, устраивая целые фонтаны.
Отдельно хотелось бы обратить внимание. Вдруг кто-то не заметил маленькую строчку в Положении: В районе первого треккинга есть несколько бобровых плотин. Проходить по ним ЗАПРЕЩЕНО!
Более того, одно КП стоит рядом с бобровой хаткой. Конечно, это очень прикольно и очень интересно для КП, но, думаю, не очень прикольно для самих бобров. Поэтому, надеюсь, что несмотря на скорость, все будут стараться не разрушить то, что бобры с таким усердием строили. Только представьте, сидите вы дома в своей тихой заводи, как вдруг какие-то великаны начинают бегать вокруг вашего жилища и огорода, ломая все на своем пути.
Еще хотелось бы обратить внимание, что в районе много клещей. В лесу в районе первого трекинга они нам не попадались, хотя я ходила там в футболке с коротким рукавом. В районе воздушной переправы тоже. А вот на островах, куда приходишь на байдарочном круге, похоже, их были массовые скопления, особенно в районе КП, где речной порог. Я двигалась по лесу с бафом на голове или в термо с плотным облегающим капюшоном, поэтому потом снимала одежду и стряхивала. А Чегаровский постоянно снимал клещей со своей шеи и затылка и вытащил двух уже впившихся на руках. Возможно в июне их станет меньше или совсем исчезнут, но лучше подстраховаться и заранее обработать одежду акарицидным средством, так как во время гонки постоянно выискивать на себе клещей, думаю, будет некогда.
Теперь немного про тех.этапы. Выходим на верхушку скального массива над заливом – место будущего КП.
– Здесь будет натянута переправа, – объясняет, улыбаясь, Чегаровский. – Вон с того берега, – и машет рукой в какую-то даль дальнюю. – Проходить ее будут снизу вверх.
– Это шутка? – спрашиваю я.
– Нет, – невинно отвечает он. – Что поделать, компания Red Fox пригласила самого злого постановщика дистанций. – Разводит руками.
Овчарук, которому предстоит ставить этот тех.этап, окидывает озабоченным взглядом скалы, залив и берега. Достает прибор, замеряющий расстояние. Прибор показывает высоту скал, но отказывается замерять длину предполагаемого троса. Видимо, он тоже ошалел. Спускаемся, перебираемся на другой берег. Сане удается замерить расстояние от берега до нижней точки скал. В итоге, прикинув расстояние от берега до скал – 100 м, высота скал – 40 метров, плюс провис троса, он делает заключение, что длина переправы получится около 200 метров.
– Есть вероятность, что процентов восемьдесят команд могут отказаться от прохождения.
Моя ставка, что скорее всего пройдут больше двадцати процентов, но меньше половины.
И наша единодушная с Овчаруком оценка, что у большинства участников будет уходить не менее 40 минут на человека.
Поэтому, посовещавшись, принимаем решение выложить заранее информацию по этому тех.этапу. Во-первых, чтобы для многих она не стала неожиданным непреодолимым сюрпризом и ее смогли пройти все-таки больше 80% команд. Во-вторых, чтобы избежать возможной пробки и очередей. Так что если кто-то еще не увидел эту информацию на сайте гонки, то читайте и изучайте (
Информация по техническому этапу воздушной переправы с подъемом вверх по наклонной веревке.).
Что ж, о самой дистанции больше ничего писать не буду. Конечно, многие наверняка хотят узнать что же там еще будет. Но рассказывать – это как спойлерить перед премьерой хорошего фильма, потом станет не так интересно. Лучше самому все увидеть.
Рассказ ведь про тайны Чегаровского и про секреты успеха Red Fox Adventure Race, а не про тайны и секреты нынешней дистанции.
Для тех, кто добрался до конца этой статьи, так же как доберется потом до конца первого трекинга.
Бонус. Место силы от Чегаровского
В прошлом году нашей женской двойке не удалось добраться до КП, заявленного в легенде, как «место силы», так как оно стояло далеко.
– Что это такое? Что за «место силы»? – спрашивали участники друг друга или те, кто, как и мы, не дошли.
Обычно, когда произносят: «место силы», сразу представляются разные деревянные идолы, Стоунхендж, дольмены и прочие экзотические мистические сооружения.
– Не знаю, – пожимали плечами те, кто побывал на том КП, – просто красивое место, лавочка… и ничего больше.
Так в чем же тайна «места силы» от Чегаровского? Хотите узнать?
– Есть у меня тут одно удаленное КП в красивом месте, хочу придать ему статус «места силы», – выдает Чегаровский пока мы ищем на трекинге места для предварительно запланированных им точек КП. Если успеем сегодня до него добраться, то надо посмотреть потянет оно на место силы или нет. И показывает на карте.
«Мама дорогая, – думаю, – бедные мои ноги, сколько им еще по этому бурелому…»
– До него же далеко, – вздыхаю вслух.
– Вовсе не далеко, – заверяет Чегаровский. Затем, слегка замявшись, протягивает мне карту. – Ты только не пугайся, но мы вот уже куда дошли.
И показывает точку гораздо дальше того места, где у него было отмечено предполагаемое КП, которое он планировал поставить. Видимо, пока я бегала за ним кругами по лесу, стараясь не поломать ноги среди коряг и камней, совсем потеряла ориентацию в пространстве.
– Тут всего пол часа до этого дальнего КП.
Эх, была не была. Надо же посмотреть на «место силы».
¬– Идем.
фото: Виталий Чегаровский
Так что же такое «место силы» от Чегаровского? Это когда ты бежишь, бежишь, идешь, идешь, снова бежишь – сквозь буреломы, колючие кустарники, по скользким скалам. Когда уже видеть больше не хочешь все эти коряги и камни под ногами. Когда мысль: «Ну и зачем я на этот трекинг поперся?» Потом думаешь: «Ладно, место силы, как никак, потерплю, и …да пребудет там скоро со мной сила…» Тем более, что и тропинка, вроде, какая-никакая неожиданно появилась. Ну надо же, тропинка где-то посреди глухого леса, идущая из никуда в никуда. Хотя она скоро снова потерялась, но и до места силы-то уже рукой подать, вон вроде последний взлетик вверх. Нет, еще не последний, за ним еще один.
И наконец, вдруг, подымаешься на небольшое плато, переваливаешь через очередную сухую коряжину и… – вау! – слов нет. Онемел. Красотища-то какая. Поистине «место силы». Всего секунды, или минуты… взгляд вдаль… Задумчивость... Главное, чтобы напарник не трындел, дал помолчать, вдохнуть в себя эту красоту. Вдохнуть и выдохнуть обратно. Выдохнуть: «Спасибо». Спасибо, что есть такая красота и такие места. Спасибо за то, что ты можешь их увидеть. А потом можно бежать обратно. И бурелом уже кажется не таким буреломистым, и болото по колено. И чувствуешь, что не зря все эти несколько часов терпел и ноги ломал. И правда, место силы. Для тех, кто смог почувствовать.
Удачи всем участникам на гонке. И «да пребудет с вами сила», оптимизм и заряд энергии :)
Репортаж Ирины Морозовой
фото: Виталий Чегаровский