Заключительная часть рассказа про нашу фотоохоту.
Алексей Пономарев, команда Педальки на тех.этапе «Виа-феррата»
Если бы все 300 участников гонки смогли не просто в двух словах рассказать о навесной переправе, виа-феррате, бобрах, и том, какие были осыпи, отвесные стены и КП у церкви, а написать маленький художественный рассказ. Если все эти рассказы собрать в одну книгу. Думаю, что у того, кто ее прочел бы, сложилось впечатление, что речь идет о разных гонках. Хотя все участники проходили одну и ту же дистанцию, одни и те же техэтапы, побывали на одних и тех же КП, но у каждого человека в памяти откладываются совершенно разные вещи или события, которые они еще и по разному воспринимают. Кому-то, как
команде Longus BLR посчастливилось встретить бобров, а кому-то, как нам, – медвежонка. Кому-то сильнее всего запомнятся скалы над водой и дикие леса, а кому-то врежутся в память деревенские развалины и глухомань местной сельской жизни. Именно на том, что запомнилось больше всего каждый человек и сосредотачивается в своем рассказе, остальное же отходит на второй план.
Ирина Морозова, тех.этап «Виа-феррата»
Так, конечно, и в моих рассказах акцент получился на событиях, происходивших на гонке с участниками и с нами, которые оставили наиболее яркие впечатления. А когда я почитала другие рассказы, опубликованные на сайте гонки, то увидела ее другими глазами.
А вот, сейчас занимаюсь расшифровкой интервью для журнала. Многие в них говорят об огромном количестве комаров. Я же про них и не вспомнила пока не послушала записи интервью.
Все время пока мы были в Заонежье: и за три недели до гонки с Чегаровским и во время самой гонки, – я не брызгалась никакими репелентами от комаров. Только перед стартом обработала штаны акарицидным средством от клещей, которое держится 14 дней. А комары? Помню, как кто-то периодически смахивал их с моего лица, но сама почти не замечала и не чувствовала, как они кусают. Бывало они лезли в глаза, мешая смотреть или снимать, тогда брызгала на шею или протирала лицо спиртом, настроенным на гвоздике. Может кто-то помнит времена СССР, тогда от комаров использовали одеколон «Гвоздика».
Человеческое восприятие – интересная штука. Дома меня может раздражать всего один единственный, летающий ночью, комар. Потому, что он жужжит и действует на нервы. Начинаешь охотиться за ним: поджидаешь, когда сядет куда-нибудь, пытаясь прихлопнуть, промахиваешься, он улетает, снова ждешь. Это раздражает. Этот комар мешает потому, что все внимание сосредотачивается на нем. А когда мысли сконцентрированы на других, более интересных и глобальных задачах, то такая мелочь, как комары, престает существовать. Например, приходишь на этап виа-ферраты, ждёшь участников, а их все нет и нет, нет и нет. В болоте вьются целые тучи комаров, но в этот момент просто не до них потому, что мозг сосредоточен только на одной мысли: «Ну когда же хоть какая-то команда придет?»
В третий день наша фотоохота превратилась в настоящую «охоту на глухаря» с длительными выжиданиями в «охотничьих засидках». Во-первых, участников уже осталось значительно меньше, т.к. этот день был финишным для класса SHORT. Во-вторых, те команды, которые остались, настолько растянулись по дистанции, что предсказать в какое время через какие КП они пройдут, стало совсем проблематично.
Итак, день три.
Первым нашим КП в этот день стала церквушка – последнее место, где еще можно было застать команды без особых усилий.
Подъехал, чуть-чуть подождал – и вот они, родные, целыми стайками – по два или четыре человека. Наталья Лапина, которая снова присоединилась к нам с Костей, устроила настоящий мастер-класс экшен-съемки, лихо руководя командами.
– Ребята, подъезжайте сюда, сюда. Тут ближе.
Нисколько там не было ближе, а метров на двадцать дальше, но она была так убедительна, что все катили на великах к дальней тропинке.
– А давайте, вы пробежитесь. Нет, нет, стойте. Вернитесь назад. Побежите, когда я скажу.
И сама убегала скорее вперед, чтобы занять нужную точку съемки. Затем – камера, мотор, погнали...
– Стоп. Дальше можно не бежать.
Нам с Костей оставалось только ловить момент и бегать следом вокруг церкви, выискивая удачные точки.
Вдохновившись примером Мастера, я тоже решила, что искусство требует жертв и отобрала у какой-то команды велосипед. Конечно, это шутка. Не отобрала, а вежливо попросила, и даже не у команды, а у половинки команды, увидев, что на КП подъехали три человека, очевидно, что это не четверка и не двойка, значит кто-то сошел.
Оказалось, что напарница Тимофеева Анатолия из Великого Новгорода (команда Старый Лис) отказалась продолжать гонку, поэтому он поехал дальше просто за компанию со своими товарищами из Великого Новгорода – командой Ушкуйники (№140). Воспользовавшись этой удачей (или неудачей, смотря с чьей стороны смотреть), я попросила у Анатолия одолжить на пять минут его вел, чтобы когда 140-я команда поедет, заснять их в движении.
Вернувшись обратно, взяла у него коротенькое интервью.
– Я первый раз приехал на гонку такого уровня, ¬– сказал Анатолий. – В восторге. Организация на пять с плюсом. Места КП такие, что хочется бежать дальше и посмотреть, что там еще будет, какие еще красоты. Это огромный стимул. Даже, когда, казалось бы, полностью вымотался, но взбираешься на очередное КП и хочется посмотреть, что будет дальше.
Тимофеев Анатолий (Старый лис) и Попович Сергей (Ушкуйники)
КП у церквушки было последним совместным КП обоих классов, после него команды SHORT-класса уезжали на финиш, а команды LONG двигались дальше. И мы тоже поехали дальше – к КП у разрушенного дома, того самого, где по легенде, так называемый, «музей» с сохранившимися на сеновале сохой, бороной и прочей утварью.
Здесь нас ждала неудача. Проторчали более получаса, но так никого и не дождались. За это время обсудили сколько лет может быть дому. Костя предположил, что 50. Но за 50 лет дома так не разваливаются. Это еще крепкие добротные дома, в которых живут. Даже дома, построенные в начале советских годов, тоже стоят и не разрушаются. Скорее всего, этому дому далеко за сотню лет, а, судя по резным наличникам, он похож на бывший барский дом. Интересно узнать когда он и правда был построен, и будь это какая-нибудь из тех гонок, в которые помимо технических этапов, включают разные квесты, то это мог быть один из таких квест-этапов.
Ну а поскольку Red Fox Adventure Race гонка приключенческая, а не квестовая, то не дождавшись никого, мы оставили попытки разгадать загадку дома и отправились дальше навстречу приключениям, т.е. в болото на этап виа-феррата.
На мой взгляд, это еще более необычное место, чем все остальные скальные выходы и образования в этом районе. Скалы торчат не просто среди леса и холмов, а прямо посреди клюквенного болота. И видимо настолько там в Заонежье дикие места, что клюкву никто не собирает – кругом россыпь прошлогодних ягод. У нас в ленинградских, вологодских лесах, выбирают всю клюкву еще когда она зеленая, не давая ей созреть. А тут, такая роскошь.
Ах да, комары. Про комаров-то я снова чуть не забыла. Тут их, действительно, было много. Не удивительно. Мало того, что болото, так еще и замшелые крупные осыпи, а между камнями и мхом – вода – райское место для размножения комаров, этакая целая пасека комариных ульев.
И снова команды проявили свои человеческие качества, делясь антикомариным спреем не только друг с другом, но и брызгая на судью-волонтера, который стоял там бедный, как завтрак, обед и ужин для комаров.
Здесь, наши ожидания увенчались некоторым успехом. Когда, наконец, пришла одна команда-двойка, мы с Костей двинулись за ней по перилам наверх.
Только прожумарили пару-тройку веревок до красивой точки съемки, как подошла четверка Sport Adventure Team.
Затем снова затишье. Мы уже и друг друга поснимали, и на самый верх вылезли, и медвежьи какашки изучили, выискивая их по всей полке. Овчарук рассказывал, что они видели там наверху медвежий помет, когда провешивали веревки виа-ферраты, поэтому найдя какие-то большие лепешки на полке, и сойдясь во мнении, что это, наверно, оно и есть, обсудили, что закуска и обед уже прошли, а мы рискуем оказаться для медведей десертом, пока тут торчим. Правда, само место было и впрямь «торчковое», т.е. медитативное. Жаль, что у участников гонки каждая минута на счету, поэтому они не могли, как мы, потратить некоторое время на то, чтобы остановиться, замереть, впитать в себя тишину и красоту этого места.
Но вот и наша медитация подошла к концу, когда на горизонте, в конце болота появилась еще одна команда.
А вслед за ней еще одна. И еще…
Пономарев Алексей, команда Педальки
Пономарева Вера, команда Педальки
Томас Нильсон, команда Delta
Lasse Holch Nielsen
И тут бы нам спускаться и двигаться дальше, но команды пошли друг за другом косяком и, чтобы не дюльферять по тем же перильным веревкам им «на головы», пришлось ждать «окна».
Наконец, воспользовавшись маленькой паузой, мы быстро-быстро покатили по этому «лифту» вниз, успев ровно к тому моменту, как очередная команда подошла к первой веревки перил.
После виа-ферраты мы вернулись обратно к заброшенному дому и в этот раз повезло больше – подошли друг за другом несколько команд.
Сначала одна из немногих женских двоек класса LONG – команда Телепузики – Светлана Андреева и Елена Ибрагимова. Через некоторое время после них мужская двойка из Белоруссии – команда Longus BLR – Сергей Солодкин и Павел Лисовский, тоже класс LONG. Хотя к тому времени SHORT-ов уже не осталось. Финишировали даже самые проспавшие и запоздавшие, как например, нидерландская команда. Ребята ненадолго пристали на байдарке к берегу, чтобы вздремнуть, так как сочли, что плыть и дремать небезопасно, да уснули и проспали, в результате чего опоздали к финишу на 2 часа и все их баллы обнулились. Одну дрейфующую байдарку мы наблюдали еще во время съемки у церквушки. Эта команда не стала, как нидерландские парни, приставать к берегу, а воспользовавшись течением, спали и потихоньку плыли.
Несмотря на то, что шли третьи сутки гонки, у всех, кого мы встречали на своем пути, хоть и замечалась некая сонная вялость в движениях, но продолжал сохраняться позитивный настрой. Как и в первый день они так же радостно улыбались в камеру. И даже бодро пробежались туда-сюда, когда Наталья в очередной раз попросила попозировать.
– Классно. Очень нравится, – сказал Сергей Солодкин, выйдя из разрушенного дома и садясь на велосипед, чтобы ехать дальше. – Разнообразные этапы, сама дистанция красиво вписывается в ландшафт. Сложный треккинг получился.
– Очень красивые места, я не представляю, как найти такое место, с которого открывался бы настолько великолепный вид, – так же успела поделиться впечатлениями Елена Ибрагимова. – До «места силы» мы не дошли, о чем очень жалеем, но все остальные места просто шикарны.
Мы в этот раз тоже не дошли до «места силы», но за эти три дня посетили немало других мест силы. Ведь самое настоящее место силы внутри самого себя. Именно внутри рождается то, что заставляет двигаться вперед, несмотря на все трудности, то, что дает возможность «проверить себя на прочность», чтобы после того, как все закончится, сказать: «Я выжил!»
Спасибо всем участникам гонки за содействие. Без вас не было бы ни фото-и видео- материалов, ни впечатлений, и не о чем было бы рассказывать.
Так же спасибо волонтерам, которые оказывали помощь: и тем кто кормил в лагере, и тем кто подвозил на катере.
И спасибо Косте Диковскому и Наталье Лапиной за веселую компанию на дистанции. Особенно в противостоянии медведям и прочим трудностям, поджидающим в диком лесу :)
До встречи на следующей Red Fox Adventure Race!
Обещаю выведывать у Чегаровского маленькие секреты будущей дистанции и делить ими. Ждите репортажей.
Автор статей: Ирина Морозова
Фото: Константин Диковский
Часть 1
https://adventure-race.redfox.ru/news/red_fox_adventure_race_fotografy_i_medvedi/
Часть 2
https://adventure-race.redfox.ru/news/red_fox_adventure_race_elki_palki/